СОЗДАНИЕ АДАПТИРОВАННОЙ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Дефект находится не на стороне ребенка, а на стороне социальных условий, которые не позволяют ему преодолеть препятствия и использовать те ресурсы, которые у него имеются для реализации возможностей. Л.С. Выготский |
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учѐта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Вопрос построения РППС наиболее актуален в работе с дошкольниками с ОВЗ, к которым относятся следующие категории воспитанников:
- дети с нарушением интеллекта
- дети с нарушением слуха
- дети с нарушением зрения
- дети с нарушением речи
- дети с множественными расстройствами
- дети с эмоциональными расстройствами, с нарушением поведения и деятельности (РАС)
- дети с нарушением опорно-двигательного аппарата
- дети с ЗПР.
Внимательно наблюдая за воспитанниками, за каждым ребенком, педагоги группы должны вдумчиво и рационально организовать развивающее пространство своей группы. Также важно при формировании предметно-развивающей среды учитывать следующие принципы еѐ построения, рекомендованные Федеральными государственными образовательными стандартами. Организация развивающей среды в ОУ с учетом ФГОС должна строиться таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребѐнка с учѐтом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Все части пространства, в зависимости от конкретных задач момента, должны обладать возможностью изменяться по объему — сжиматься и расширяться, то есть иметь подвижные, трансформируемые границы, иметь возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, наличие в группе различных пространств для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическая сменяемость игрового материала, Игры, пособия находятся в свободном доступе для детей. Форма и дизайн предметов соответствуют нормам безопасности, а также возрасту детей группы.
При построении коррекционной образовательной среды ДОУ для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:
1 Принцип развития - Взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.
2. принцип природособразности воспитания - Соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.
3. Принцип психологической комфортности - Создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного «эмоционального самочувствия».
4. Принцип взаимодействия - Установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); - воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.
5. Принцип доверительного сотрудничества - Отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве;
6. Принцип обучения деятельности - обучение умению ставить цели и реализовывать их в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.
7. Принцип здоровьесберегающий - Забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.
В чем же заключается особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении для детей с ОВЗ?
Особенности предметно-развивающей среды группы для всех категорий детей с ОВЗ.
Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями речи:
Помимо речевой среды в целом в образовательном учреждении и в группе должна быть создана предметно-развивающая среда для развития речи такого ребенка. Это речевой уголок с подборкой иллюстраций с предметными и сюжетными картинками, игрушки для обыгрывания стихов, потешек, карточки с изображением правильной артикуляции звуков, схемы разбора слова, предложения, иллюстративные материалы для закрепления и автоматизации звуков.
Предметно-развивающая среда для детей с ЗПР
- Различные варианты материалов по одной теме (живые объекты, объемные предметы, плоскостные предметы, иллюстрации)
- Схемы и алгоритмы действий
- Модели последовательности рассказывания, описания
- Модели сказок
Предметно-развивающая среда для детей с НОДА
Если в ДОУ поступает ребенок с заболеванием или повреждениями опорно-двигательного аппарата, то педагогам при взаимодействии с ним нужно учитывать такие психологические особенности: низкий темп и недостаточную продуктивность деятельности; недостаточную критичность, адекватность, в том числе в поведении; трудности понимания длинных, быстрых, сложных инструкций, необходимость их повторения; трудности переноса способов действий; явную неравномерность развития компонентов познавательной деятельности; потребность в большом объеме помощи взрослого при обучении.
Если в ДО поступает ребенок с заболеванием или повреждениями опорно-двигательного аппарата, то педагогам нужно создать необходимые условия:
- Свободное малоизрезанное пространство
- Минифланелеграфы для каждого ребенка с подборкой карточек, моделей по темам
- Разнообразные шнуровки по темам
- Рамки Монтессори
- Мелкие предметы для счета, выкладывания узоров, переборки
- Сухие бассейны, тренажеры, игрушки-двигатели, сборно-разборные игрушки.
Для оценки эффективности и качества развивающей среды могут быть использованы специальные критерии:
1. Соответствие среды возрасту и клинико- психологическим особенностям детей с ОВЗ
2. Отражение в среде особенностей реализуемой образовательной программы.
3. Отражение тематики и содержания НОД и коррекционной работы.
4. Наличие уголков уединения (или приспособленных мест для этого).
5. Наличие уголков, отражающих инновационные проекты (по гражданскому, экологическому образованию, здоровьесбережению).
6. Наличие в группе современных сюжетно-ролевых игр.
7. Учѐт гендерных различий детей в построении среды.
8. Наличие в среде развивающих пособий. Соответствие развивающих пособий возрасту детей и особенностям отклонений в развитии детей.
9. Наличие в группе индивидуального авторского пространства ребенка с ОВЗ (уголки с личными игрушками, альбомами детей, творческими работами ребенка, подборка грамот с конкурсов и соревнований, организация персональных выставок ребенка с ОВЗ).
10. Привлечение детей к оформлению группового помещения.
11. Эстетическое состояние всех предметов и пособий в среде.
12. Целесообразное соседство уголков.
13. Учѐт безопасности жизнедеятельности детей с ОВЗ.
Для повышения уровня социальной адаптации и дальнейшего развития воспитатель должен поддерживать у всех детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищѐнности. Любому дошкольнику важно ощущать себя любимым и неповторимым, в том числе ребенку с ОВЗ. Созданная предметно-развивающая среда позволит облегчить процесс адаптации с учѐтом интеграции образовательных областей и соблюдение принципов ФГОС.